Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Основным направлением нашей деятельности является изготовление художественных витражей в разных техниках.

 

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, витраж приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой.

Богато прошлое витража, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.

Искусство витража берет свое начало в далеком прошлом. Витражи нередко служили украшением помещения. С течением времени их композиция и техника исполнения непрерывно совершенствовались. Витражи становились произведениями искусства. Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей, постепенно проникают в жилые и общественные здания.

  Витражная панель в Средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые - были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели площадью несколько квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке.

Слово "Витраж" происходит от французского vitre (оконное стекло).

Одними из первых витражи стала использовать католическая церковь. Произошло это приблизительно в первом тысячелетии нашей эры. Свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу, что особенно важно для храмов

Один из самых первых витражей был в монастыре Святого Павла в Англии. Витражи датируется 686 годом нашей эры. Однако, попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. В раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись тончайшими прозрачными пластинами камня, которые подбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.

Самое раннее известное изделие из стекла, Египетская цепочка, датируется между 2750 и 2625 годами до нашей эры. 115 фрагментов цепочки были обнаружены экспедицией Дэвида Шлумбергера в 1937 году.

Витражи в эпоху Возрождения  в полной мере становятся картинами с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стекле на основе полотен известных художников. В XVI в. получили распространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.

Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.

Можно сказать, что прототипом витража является не что иное, как мозаика, для которой используется цветная смальта - непрозрачное стекло. Фрагменты плоского цветного стекла, найденные в Бени-Хасане (АРЕ) и Риме, позволяют говорить о том, что простейшие витражи существовали в Древнем Египте уже во ІІ тыс. до н. э., а в Риме - в І в. н. э. Еще Лукиан описывал термы как "стеклянные дома".

В V-VІ вв. витражи украшали окна храмов в городах Галлии, затем они появились в Германии и Англии. Особенного расцвета искусство витража достигло в эпоху средневековья. Благодаря цветному остеклению регулировалась освещенность, и сила света внутри помещения, доводя до совершенства его художественное оформление, создавался мистический образ, полный таинственного мерцания цветных теней. 

Предтечами отечественных витражей были слюдяные оконца. Они наполняли интерьеры княжеских палат и боярских теремов неповторимой игрой света, рожденной неровным мерцанием и искристыми отблесками слюды. Разнообразные цветные слюдяные кусочки, четкий контур сетчатого рисунка железных креплений как бы сближали оконницы с бесцветным узорчатым витражом, а роспись полупрозрачной темперой - с живописным.

В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента витража Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Ну а самым древним из уцелевших образцов витража считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия.

Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цвета с использованием техника закрашивания и тонального оттенения. Эта работа выполнена мастерами высочайшей квалификации.

Примерно во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились, так называемые,Аравийские стеклянные окна - отдельные части стекла вставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не очень богатым, т.к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.

Новым этапом считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.

В настоящее время существует несколько техник исполнения витража.

Сохранились старинные ( классический витраж, витраж Тиффани) и добавились новые ( накладной, объемный, пескоструйный)

Это искусство не стоит на месте, развивается, добавляются новые виды декора.

Мы двигаемся вместе с прогрессом, но не забываем и старое,

и изготавливаем витражи в разных техниках.